Как я учила ребенка пользоваться деньгами
Тем не менее, возможность пользоваться деньгами постепенно приучает наших детей и к базовым основам финансовой грамотности, и к финансовой ответственности, и к необходимости участия в жизни семьи и помощи родителям.
До сих пор помню ситуацию, когда сына отправили за хлебом к обеду, а он вместо этого купил шоколадный батончик и съел его на обратном пути, оставив тем самым всю семью без хлеба.
О том, как я учила ребенка пользоваться деньгами, и пойдет речь в этой статье.
С какого возраста давать ребенку деньги и отправлять в магазин
Ну, тут родители решают сами. Это зависит от способности ребенка и его активности в общении с другими людьми.
К примеру, застенчивые дети, которым сложно общаться не только с взрослыми людьми, но и со сверстниками, вряд ли сами пойдут в магазин за какими либо покупками. Им бывает очень сложно пересилить себя и попросить продавца дать что - либо с прилавка. Еще сложнее таким детям бывает в ситуации, когда продавец не поняла или не расслышала, что просит ребенок и дала не то. Вот и стоит это несчастное дитя, держит в руках продукт, который ему не нужен, и не знает, что дальше делать.
Ему очень повезет, если продавец попадется понятливый, спокойно переспросит, и даст то, что нужно. А если это не так?!
То есть, для себя я сделала такой вывод. Как только вы понимаете, что ваш ребенок спокойно начинает общаться с посторонними людьми, не стесняется переспросить, вы можете смело начинать учить его пользоваться деньгами, давать ему небольшие суммы денег и отправлять в магазин за несложными покупками.
Как правило, в 5 - 7 лет уже можно ребенку давать небольшие суммы денег для совершения мелких, но самостоятельных покупок.
Лучше поэтапно учить ребенка пользоваться деньгами
В большинстве случаев родители ходят в магазин вместе с детьми, на личном примере показывая, какие выбираются продукты питания или вещи и как происходит оплата приобретаемого товара.
Начиная учить ребенка пользоваться деньгами, я, при посещении магазина, показывала и рассказывала своему ребенку, что мы покупаем, сколько это стоит, что нужно подойти к кассиру, и заплатить за приобретаемую вещь или продукты. Оплата может проводиться или наличными деньгами, «вот этими цветными бумажками», или я могу заплатить при помощи банковской карты.
После нескольких таких совместных походов, я дала ребенку небольшую сумму денег, наличными деньгами, и просила самому взять хлеб, подойти к кассе, и заплатить за покупку, и не забыть взять сдачу.
При этом я находилась немного в стороне: с одной стороны мой ребенок знал, что я рядом, с другой, - он был один и самостоятелен.
К слову, мой сын очень гордился своей первой покупкой! Он был рад, что САМ, без всякой помощи купил хлеб.
Постепенно, с течением времени я усложняла процесс обучения пользования деньгами, усложняла перечень необходимых покупок. К примеру, вместе с хлебом нужно было купить пачку масла и кефир, посчитать, сколько денег ему понадобится, а также посчитать, какую сдачу ему должны сдать. Сама же я пока еще также находилась недалеко в стороне.
Спустя несколько дней, не входя в магазин, я дала сыну денег, и попросила его сходить за покупками одного. Я же в это время находилась на улице возле магазина. Ребенок справился на отлично, приобрел все, что нужно, и даже не забыл взять и проверить сдачу. И он был очень рад своей самостоятельности!
Довольно таки длительное время, мой сын сам, уже без моего присутствия бегал в магазин за небольшими покупками, запоминая, что ему нужно купить, либо получив список необходимых продуктов. И всегда приносил мне чек и сдачу. Пока у нас не произошел небольшой казус.
Отправленный перед самым обедом в магазин за хлебом, ребенок вместо хлеба купил шоколадный батончик, и на обратном пути съел его! В итоге вся семья осталась на обед без хлеба.
Как только ребенок научился самостоятельно совершать покупки, ему нужно давать карманные деньги
Ругать и наказывать мы его не стали. Постарались объяснить, что даже если тебе чего-то очень сильно хочется, сначала нужно купить то, что тебя попросили родители, а уже потом, оставшиеся деньги, потратить на желаемое.
Но после этого случая мы стали давать ребенку деньги на карманные расходы.
При этом мы установили правило. Деньги, которые даются на продукты, не должны и не могут тратиться на личные нужды, и за эти деньги нужно отчитываться. То есть приносить сами продукты, а также чек и сдачу. И всегда проверяли сумму в чеке, и сколько денег возвращал сын.
Зато деньги, которые ребенок получал на карманные расходы, он уже тратил самостоятельно, особо не рассказывая нам, на что они были потрачены. При этом, судя по количеству фантиков от конфет и пустых бутылок от газировки и сока, мы - то точно знали, на что тратит свои карманные деньги этот сладкоежка.
Чем старше ребенок, тем большую сумму денег на карманные расходы ему необходимо давать
С каждым годом мы увеличивали размер карманных денег, даваемых сыну. Не намного, но увеличивали. И чем старше становился сын, тем более продуманными становились его траты.Со временем у него появилось и стремление к накоплению. Особенно в тот момент, когда мы отказались покупать новый телефон, да и не на что было его покупать. Ребенок сумел накопить необходимую сумму денег, и купить желаемую вещь. Как водится, в вопросе накопления на телефон помогли бабушка с дедушкой и мы, подарив подарок на день рождения деньгами.
Опыт накопления сыну понравился, и он стал копить сначала на «крутые» кроссовки, потом на планшетный компьютер.
С недавнего времени мы оформили, пока еще несовершеннолетнему сыну, банковскую карту, на которую стали перечислять карманные деньги. Нам это показалось гораздо удобнее, да и ребенку эта идея понравилась.
На что стоит обратить внимание, обучая своего ребенка пользоваться деньгами
Ребенку необходимо не просто рассказать, но и показывать на своем примере:
1. Деньги не берутся из воздуха, и их необходимо зарабатывать.
2. Деньги не бесконечны, и их всегда ограниченное количество, особенно, если семья не очень обеспеченная.
3. Деньги всегда должны контролироваться, и для того, чтобы их на все хватало, необходимо записывать свои расходы.
4. Прежде чем потратить деньги, необходимо подумать, а нужна ли тебе эта вещь, и стоит ли ее покупать. Может быть, завтра тебе захочется чего-то другого, но деньги - то ты уже истратил.
5. Если ты хочешь иметь больше денег, ты должен предпринимать определенные действия. Получить хорошее образование, высокооплачиваемую работу, искать иные способы увеличения своего благосостояния. И продолжать учиться, в том числе вопросам финансовой грамотности.
А как вы учите пользоваться деньгами своих детей?
Полезные статьи, обязательно прочитайте:
Как накопить деньги подростку без работы
Как начать копить деньги с нуля
Как подростку можно заработать немного денег
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии