Почему растут цены на продукты

Практически каждый день мы с вами ходим в магазин или на рынок, покупая определенный набор продуктов, зависящий от вкусов и покупательской возможности семьи. При этом, практически каждый поход в магазин дает повод для размышления: почему вчера мы покупали продукты по одной цене, а сегодня стоимость этих продуктов увеличилась.
Сегодня, в рамках уроков финансовой грамотности, поговорим о том, почему растут цены на продукты.

Для того, что бы ответить на вопрос об увеличении стоимости продуктов, сначала необходимо разобраться в том, из чего складывается стоимость того или иного продукта, т.е. поговорим об основах ценообразования.

Для удобства восприятия, давайте разберем, как формируется цена, допустим, на печенье.

Начнем с продуктов, из которых производится печенье. Как правило, это мука, яйца, соль, сахар, разрыхлитель или дрожжи. Также в печенье могут добавляться и разные наполнители (изюм, мак, шоколад, шоколадная глазурь и т.д.).

Для того, что бы вы смогли купить печенье в магазине, оно проходит несколько стадий производства:

  1. Вырастить или изготовить его основные ингредиенты;
  2. Изготовить само печенье;
  3. Доставить печенье до прилавка магазина.

Образование цены на первой стадии (производство основных ингредиентов)

Мы не будем подробно разбирать процесс производства того или иного продукта, думаю, вы превосходно знаете, из чего делается мука, откуда берутся куриные яйца, а также как производится соль и сахар. Остановимся на формировании цены в этот момент.

Формирование стоимости муки


1) Для того, чтобы мука попала на хлебокомбинат, необходимо сначала посадить зерно в землю и собрать урожай. Фермер, при определении стоимости зерна, учитывает все свои расходы:

  • стоимость посевного материала (он либо покупает зерно для посадки – т.е. платит деньги за его покупку, либо хранит зерно на складе – т.е. платит деньги за хранение (поддержание соответствующей температуры, обработка от грызунов и т.д.);
  • стоимость удобрений;
  • стоимость техники, с помощью которой идут посевные и уборочные работы, а также расходы на ремонт техники и расходы на запасные материалы;
  • стоимость топлива для работы техники;
  • транспортные расходы на доставку зерна на мукомольный комбинат;
  • заработная плата сотрудникам, занятым в производстве;
  • оплата налогов и т.п.

Также на стоимость зерна влияют расходы по кредитам. Например, для приобретения современного уборочного комбайна, фермер взял кредит в банке. Проценты по кредиту будут увеличивать стоимость зерна.

2) После сбора урожая мука попадает на мукомольный комбинат. Мукомольный комбинат при помоле зерна учитывает свои расходы:

  • расходы на мукомольное оборудование и ремонт;
  • расходы на электричество;
  • расходы на содержание складов по хранению зерна и муки;
  • заработная плата сотрудникам, занятым в производстве;
  • расходы на перевозку уже готовой муки от мукомольного комбината до хлебокомбината;
  • оплата налогов.

То есть, после попадания на мукомольные комбинат, стоимость муки увеличивается.

Формирование стоимости яиц

Птицефабрика, выращивающая куриц – несушек, в стоимость готовой продукции включает все свои расходы:

  • расходы на воспроизводство куриц – несушек;
  • расходы на корм и витамины;
  • расходы на электрооборудование (контейнеры для подачи корма, сбора яиц, уборки помета);
  • расходы на электричество (свет, поддержание необходимой температуры);
  • заработная плата сотрудников;
  • расходы на сертификаты продукции (в том числе гигиенические сертификаты);
  • транспортные расходы;
  • оплата налогов и т.п.

Аналогичным образом формируется цена и на соль, сахар и другие ингредиенты, используемые для приготовления печенья.

Образование цены на второй стадии (изготовление печенья)

Для определения цены готового печенья, хлебокомбинат, также как и любой другой производитель, учитывает все свои расходы:

  • расходы на закуп необходимых ингредиентов;
  • расходы на необходимую технику (тесто замешивающая машина, печи);
  • расходы на упаковочный материал (печенье может быть упаковано в отдельные коробочки, а может в большой коробке продаваться в магазин, где его уже расфасуют в небольших количествах);
  • расходы на сертификаты (в том числе гигиенические сертификаты);
  • расходы на заработную плату;
  • транспортные расходы (доставка до магазина);
  • расходы на электричество и коммунальные платежи;
  • налоги и т.п.

Образование цены на третьей стадии (продажа печенья в магазине)

Любой магазин, также как и все производители, участвующие в изготовлении печенья, закладывает в стоимость печенья свои расходы (торговая наценка):

  • расходы на упаковку (если печенье поступило в магазин неупакованным);
  • расходы на электричество и коммунальные платежи;
  • расходы на заработную плату;
  • расходы на содержание магазина (если торговые площади находятся в аренде);
  • налоги и т.д.

То есть, попадая в магазин, стоимость печенья также увеличивается.

Таким образом, цена на любой продукт формируется в зависимости от этапов его производства, перевозки и продажи.


Почему растут цены на продукты

Разобравшись в ценообразовании продуктов, можно легко понять, почему растут цены на продукты.

Исходя из нашего примера, стоимость печенья может увеличиться на любом этапе. Допустим, в этом году урожай зерна очень низкий, соответственно стоимость зерна будет выше (формируется дефицит зерна, что влечет за собой его рост).

Почему растут цены на продукты
Или, например, мукомольный комбинат закупил в кредит дорогостоящее импортное оборудование, позволяющее, с одной стороны увеличить производственные мощности (перемалывать больше зерна), с другой стороны – платежи по кредиту будут увеличивать стоимость оказываемых мукомольным комбинатом услуг. Соответственно, это увеличит стоимость муки.

Немаловажное значение для продуктовых цен имеет и иностранная валюта. Например, тот же мукомольный комбинат, купив в кредит дорогостоящее импортное оборудование, взял для этого в банке валютный кредит. Рост курса иностранной валюты увеличивает размер платежей по кредиту, и мукомольный комбинат будет просто вынужден поднять стоимость своих услуг, иначе он не сможет платить по кредиту.

И еще один немаловажный момент, который влияет на рост цен на продукты. : представьте, что для того, чтобы печенье попало в магазин возле вашего дома, его необходимо перевезти из одного города в другой. Стоимость перевозки также будет заложена в стоимость печенья.

Дальнейший рост коммунальных платежей, увеличение стоимости бензина, рост стоимости запасных частей, рост курса иностранной валюты, а также увеличение размера налоговых платежей, уплачиваемых предприятиями производителями – все это увеличивает стоимость готового продукта, соответственно и цены на продукты будут только расти.


Обязательно прочитай:
Как экономить в кризис

Поделись ссылкой с друзьями!