Стресс на работе

К сожалению, понятие стресса стало для нас привычным сопровождением любой жизнедеятельности. Будь то отношения в семье, отношения на работе, да и поход в ближайший магазин может привести нас в состояние стресса.
Сегодня мы с вами поговорим о стрессе на работе, его причинах, последствиях и способах избегания или, хотя бы его минимизации.

И так, что такое стресс? Для ответа на этот вопрос воспользуемся определением. Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность не специфических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Тому или иному состоянию стресса подвержен, пожалуй, любой человек. Только реагируем на него мы по-разному. В отдельных случаях, конечно, стресс может оказывать положительное влияние на наш организм, мобилизуя его защитные силы. В состоянии стресса человек может справиться с неблагоприятными ситуациями и процессами, способен принимать нетрадиционные решения, благоприятно сказывающиеся на его дальнейшей трудовой или иной жизнедеятельности.

Таким образом, незначительные или редкие стрессы, зачастую, могут быть очень даже полезны.

При этом, считается, что стресс – это все таки неблагоприятное состояние организма. При сильных или частых стрессах ресурсов организма может банально не хватить, соответственно это приведет к ослаблению здоровья, и может спровоцировать неврозы и заболевания сердечно – сосудистой системы.

Причины возникновения рабочего стресса

Причины, по которым может возникнуть стресс на работе, очень разнообразны и сугубо индивидуальны. При этом, можно выделить общие моменты возникновения стресса, которые присущи любой деятельности:

  • неудовлетворенность работника своей деятельностью;
  • частые и затяжные конфликты с сослуживцами;
  • существенная рабочая нагрузка, в том числе периодическое увеличение такой нагрузки;
  • конфликты с руководителем или непонимание действий и решений руководителя;
  • неудовлетворенность размером получаемого вознаграждения, или задержки при получении заработной платы;
  • отсутствие перспектив карьерного роста;
  • неудовлетворенность условиями труда – вплоть от сквозняков в помещении и плохой освещенности до излишне шумных коллег по работе, мешающих сосредоточиться.

Реакция человека на событие, повлекшее за собой стрессовое состояние, зачастую может быть молниеносной и непредсказуемой даже у человека, умеющего себя «держать в руках». Стрессовое состояние может выразиться как в форме повышенной возбудимости, так и в форме открытой агрессии. У более уравновешенных людей состояние стресса выливается в виде быстрой утомляемости, чувстве усталости, ухудшении памяти и рассеянности.

Соответственно, состояние стресса повлияет и на увеличение частоты ошибок в трудовой деятельности, и на снижение удовлетворенности от своей работы.

Также на признаки стресса могут указывать и частые смены настроения, и головные боли, и возникновение бессонницы…

Как избежать возникновения стресса

Во – первых, должно быть понимание, что возникновение стрессовых ситуаций на рабочем месте, это проблема не только конкретного работника или работников, это, прежде всего, проблема работодателя и руководителя подразделения. Подверженные стрессу работники не только влияют на снижение производительности труда и ухудшение качества продукции или предоставляемых услуг, но и влияют на увеличение текучести кадров предприятия: человек, находящийся в состоянии стресса на предприятии долго не проработает.

Во избежание стрессовых ситуаций, работодателю необходимо, прежде всего:

  1. Наладить микроклимат коллектива. Зачастую изъятие из коллектива одного склочного (пускай даже и очень профессионального сотрудника) позволит существенно увеличить общую производительность труда и снизить текучесть кадров.
  2. Создать благоприятные условия труда. Как правило, даже небольшой ремонт в помещении, замена окон на более теплые или улучшение освещения смогут мотивировать сотрудников на улучшение качества своей работы. В обновленном помещении и работать куда приятнее.
  3. Перераспределить обязанности внутри подразделения. Это даст возможность расти сотрудникам в горизонтальных направлениях. Ну, и позволит вырастить свои кадры для замещения участков внутри подразделения. В этом случае умный руководитель еще и тонко намекнет, что «незаменимых нет», и постарается мотивировать «отстающих» сотрудников на новые свершения. Когда у работника есть легкая (именно легкая!) угроза, что вот этот молодой выскочка через годик – два может заменить его на этом участке работы, такой работник начинает укреплять свои позиции – повышать свою квалификацию, читать дополнительную литературу и изучать смежные участки работы.
    Но, скажете Вы, что такой работник будет стараться выжить конкурента из коллектива, что снова приведет к состоянию стресса. Как правило, в коллективах с нормальным позитивным микроклиматом, до состояния открытого противодействия сотрудников не доходит. А если такая ситуация стала исключением, думаю, будет достаточно откровенно поговорить с таким работником, объяснить ему его ценность на предприятии, при этом в твердой форме объяснить, что дестабилизация коллектива приведет к последующему увольнению.
  4. Если есть такая возможность, в силу производственных процессов, необходимо давать сотрудникам возможность самим определять порядок и приоритеты выполнения отдельных работ (исключение составляют срочные работы или процессы, при которых приоритет выполнения определяет руководитель).
  5. Периодически собирать работников в целях «полит – просвещения». Сотрудники любого предприятия должны быть в курсе деятельности предприятия, перспектив его развития, финансового состояния. Отсутствие информации о предприятии влечет возникновение слухов, порой неоправданных, влекущих неуверенность работников в перспективах своей работы, получения заработной платы, и, само собой, влияет на рост напряжения в коллективе.

Во-вторых, вероятность возникновения стрессовых ситуаций напрямую зависит и от самого работника, от его психосоматического состояния, отношений в семье.

Чтобы избежать стрессовых ситуаций, сначала необходимо определить симптомы стресса, присущие именно вам. Постарайтесь внимательно и не предвзято понаблюдать за собой и своим поведением в течение дня.

Как вариант, идя после работы домой, проанализируйте свои действия и, что важнее, эмоции, в течение прошедшего дня. Как вы реагировали на стрессовые факторы, например, такие, как открытая форточка, смех коллеги по работе, новое поручение руководителя, перегоревшую лампочку, очередь в столовой, сломавшийся светофор по дороге на работу, и другие мелочи, на которые в спокойные времена вы даже не обратите внимание?

Стресс на работе
Каким было ваше поведение в этих ситуациях? Вы остались внешне спокойны, но внутри у вас все кипело, пытаясь вырваться наружу? Или вы проявили открытую агрессию, накричав на коллегу по работе, за то что она смеялась в рабочее время? Или накричали на жену, так не вовремя позвонившую? Или хлопнули дверью, выходя из кабинета руководителя, получив новое поручение?

Если вы крайне негативно реагируете на простые вещи, на которые раньше и внимания то не обращали, можно предположить, что вы находитесь в состоянии стресса. И с этим нужно что то делать.

Как справиться с рабочим стрессом

Справиться со стрессом на работе можно с помощью нескольких нехитрых способов:
  1. Переключите свое внимание. При возникновении раздражающей вас ситуации, постарайтесь переключиться на что – либо другое. Например, уроните ручку со стола, так, чтобы ее можно было достать только встав из-за стола и обойти его. Или подойдите к окну и откройте (прикройте) форточку, поправьте штору, включите чайник, выйдите из кабинета, пройдитесь по коридору, и т.п. Такое нехитрое действие переключит ваше внимание от раздражающего объекта.
  2. Держите на столе красивую позитивную фотографию, или красивый цветок, или маленькую игрушку, которая может поднять вам настроение при одном только взгляде на нее. Купите игрушку «антистресс», коих сейчас много в продаже. Бывает достаточно повертеть такую игрушку в руках для снятия напряжения.
  3. Настраивайте себя на позитивный настрой. Напомните себе, что вы любите свою работу, дорожите этой работой. Напомните себе, что даже из самой сложной ситуации можно найти выход, и само собой, вы его найдете. Подумайте о хорошем, о предстоящем или прошедшем отпуске, или о планах на вечер с семьей или друзьями, или о любимой собаке, которая ждет вас дома.
  4. Отдыхайте. Отдыхать нужно полноценно. Для одних лучший отдых – это поход в лес с рюкзаком и палаткой, для других – многокилометровый выезд на велосипеде, для третьих – катание на коньках. Можно, конечно, отдыхать и дома на диване, упершись взглядом в телевизор. Но не забывайте, активный отдых не только поднимает настроение и дает колоссальный заряд бодрости, но и укрепляет здоровье, и как следствие – поднимает стрессо - устойчивость организма.
  5. Придумайте для себя хобби. Не важно, чем вы будете заниматься, можно и крестиком вышивать, и собирать коллекцию марок, и разводить кроликов, и участвовать в драматическом кружке по выходным, или ходить на пятничные чтения классической литературы. Увлеченный человек меньше всего подвержен вероятности возникновения стресса!
  6. Научитесь правильно, а точнее даже, рационально планировать свой день. Заведите ежедневник, куда можно записывать текущие задачи и дела, которые необходимо выполнить в течение дня. Учитесь не распылять свои силы, хватаясь одновременно за несколько дел. Лучше всего переключаться в течение дня с одного вопроса на другой. Это, с одной стороны, внесет разнообразие в работу, с другой – даст возможность критично посмотреть на выполняемые процессы, и придумать способы их упрощения. При этом, в течение дня должно быть не больше двух – трех таких переключений, иначе вы рискуете не выполнить свою работу к установленному сроку.

Стресс на работе – это всегда временное явление. Любая, даже самая тупиковая ситуация рано или поздно заканчивается. Но если состояние стресса не проходит, и вам все менее комфортно работать на этом предприятии, и негатив от работы вы начинаете переносить на близких людей, наверно, есть смысл такую работу просто поменять, или изменить свое отношение к ней…

Обязательно прочитай:
Как вести себя в коллективе
Уволили с работы, что делать?

Поделись ссылкой с друзьями!